Перейти к контенту

Recommended Posts

Классификация маршрутов
на горные вершины и перевалы


альпинистские маршруты алматы
фото Б.Жунусова
 

Альпинизм


Необходимость классификации маршрутов вытекает из особенностей альпинизма. Система классификации маршрутов на горные вершины решает одновременно несколько задач. Безаварийность в альпинизме обеспечивается прежде всего соответствием подготовки альпинистов сложности предстоящего восхождения. Располагая маршруты в определенной последовательности по степени их сложности, единая классификация позволяет сравнивать между собой маршруты, даже если одна гора стоит на Кавказе, а другая - на Камчатке.
При единой системе обучения это дает возможность обеспечивать последовательное нарастание сложности совершаемых восхождений на всех этапах обучения и спортивного совершенствования, делая тем самым каждое восхождение доступным и в то же время интересным и безопасным. Присвоение каждому маршруту определенного места в иерархии позволяет заранее оценить набор имеющихся на маршруте сложностей и тем самым определить его доступность для групп участников определенного уровня подготовки.

На классификацию маршрутов опирается система спортивных разрядов по альпинизму. Квалификационный уровень каждого альпиниста определяется имеющимся опытом восхождений по маршрутам определенной категории сложности и объемом знаний, приобретенных во время подготовки к ним, при выполнении требований единой учебной программы.

Оценка производится на основе впечатлений, сложившихся у данной команды или группы в условиях конкретного восхождения, в меру их сил, опыта и квалификации. Определенная условность такой оценки очевидна. Последующие прохождения маршрута подтверждают ее правомерность или дают материал для корректировки категории сложности.

При оценке сложности маршрута учитываются главным образом абсолютная высота вершины, протяженность маршрута, его крутизна, характер рельефа, техническая сложность отдельных участков и их общее количество на всем протяжении пути к вершине, сложность маршрута в целом. Иногда принимаются во внимание и вероятностные факторы, связанные с погодой или особыми условиями места расположения вершины или всего района.

Подходы и спуск с вершины не включаются в категорию сложности маршрута.

Повышение категории сложности связано в основном с крутизной, насыщенностью трудностями рельефа, требующими применения широкого диапазона технических приемов и тактических решений, высокого уровня взаимодействия и всесторонней подготовленности.

Характер маршрута. Категория сложности

По типу рельефа альпинистские маршруты подразделяются на скальные, снежно-ледовые и комбинированные. Разрядные нормы предусматривают наличие опыта скальных и комбинированных восхождений. Чисто ледово-снежных маршрутов в классификации немного, и по приобретаемому на них опыту они фактически приравниваются к комбинированным. Отнесение маршрута к скальному или комбинированному производится по преимущественному характеру сложных мест, определяющих категорию сложности.

Наряду с восхождениями на вершины классифицируются также траверсы -- прохождение не менее двух вершин, причем спуск с предыдущей вершины должен проходить в направлении последующей и осуществляться не по пути подъема. И восхождения и траверсы могут по-разному классифицироваться для летних и зимних восхождений. В зачет на разряды и звания по альпинизму принимаются маршруты категорий: 1Б, 2А, 2Б, ЗА, 3Б, 4А, 4Б, 5А, 5Б, 6А, 6Б.

За рубежом несколько иная система, основанная на классификации отдельных участков. Элементы такой системы применяются и у нас. Так, схема маршрут в символах УИАА предполагает обязательную оценку сложности каждого отдельного участка. В этой методике для участков, проходимых свободным лазаньем, применяется следующая шкала сложности: I, II+-, III+-, IV+-, V+-, VI+-.

I - очень легко - необходимы знания азов техники. Опоры для ног надежны, приемы практически любые. Сохранение равновесия на перенос тела больших усилий не вызывают. В общем - нетрудно.

II - легко - для сохранения равновесия нужен ледоруб, выбор опор и приемов разнообразен, перенос тела требует достаточных усилий, необходимы некоторые познания по технике передвижения.

III - средняя трудность - выбор ступенек (опор) не ограничен, но не все они обеспечивают удобство и надежность. Передвижение - на ногах, руки используются для сохранения равновесия и обеспечения плавного переноса ног.

IV - трудно - выбор опор и приемов ограничен. Те, что допустимы, маневренности и уверенности не обеспечивают. Для движения и сохранения равновесия прилагать значительные усилия.

V - очень трудно - опор мало, не все надежны, требуют тщательного опробования, а выбор пути и приемов - серьезных раздумий; для сохранения равновесия и переноса тела понадобятся большие усилия и ловкость.

VI - крайне трудно - опор очень мало, выбор приемов весьма ограничен. Сохранение равновесия и передвижение требуют ловкости и силы, вплоть до максимальных усилий. Часто нужна помощь напарника.

При лазанье с применением искусственных точек опоры (подвешиваемые на крючья лесенки, петли, платформы) сложность оценивается по 4-балльной шкале: А1, А2, АЗ, А4.

* А1 - крючья, на которые навешиваются лесенки, забиты в надежные трещины. Переход с опоры на опору и сохранение равновесия -- легкие, обе ноги на скале, фиксация второй веревкой не нужна.

* А2 - крючья в неудобных местах, сохранение равновесия затруднено. При работе с лесенками обе ноги на скале. Фиксация второй веревкой необязательна.

* A3 - передвижение по ненадежным трещинам с использованием серии специальных крючьев. Нога зависает. Требуется фиксация второй веревкой. Преодоление нависаний.

* A4 - только специальные крючья, забитые в ненадежные трещины. Большая серия переходов с опоры на опору при обязательной фиксации второй веревкой Ноги зависают. Преодоление больших карнизов, потолков.

Логика и красота маршрута

На гору можно проложить много маршрутов, сходящихся наверху и в одну точку. На ранних этапах альпинизма пути на вершину обычно прокладывались по гребням. Такие маршруты обладают многими преимуществами. На гребне мала вероятность сбиться с пути: и общая и детальная ориентировка относительно проста. Там маловероятны камнепады и лавины, снежные карнизы хорошо видны, следовательно, меньше возможность попасть в опасную ситуацию. Пути по гребням имеют наименьшую крутизну, технические сложности на них минимальны для данной горы. Идти по гребню интересно - хороший обзор, мир открывается широко, рельеф и работа на нем разнообразны. Гребневые маршруты привлекают восходителей сочетанием логики, оптимальности и красоты. Большинство маршрутов, на которых человек приобщается к альпинизму, гребневые. В восприятии гор, в изменении своего отношения к горам и к восхождениям каждый альпинист в какой-то степени повторяет историю альпинизма.

Со временем альпинистские команды стали прокладывать новые, более сложные пути, обратившись к контрфорсам, ребрам, кулуарам. Такие пути редко выводят прямо на вершину, наверху до вершины все равно приходится идти по гребню; редкие исключения необычайно красивы. Значительно большая крутизна и техническая насыщенность таких маршрутов по сравнению с гребневыми обеспечивают им престижность и спортивный интерес. И в истории альпинизма, и в сознании каждого альпиниста по мере роста мастерства, знаний и возможностей понятие логичного и красивого маршрута постепенно меняет свой смысл.
Отдавая должное пройденным путям, человек стремится к новому. Логичным и красивым начинает представляться уже не путь по длинному гребню, а движение прямо вверх, к вершине, по крутым стенам. Даже если эта стена - тысячеметровая вертикаль. И лезть по ней приходится много дней, а спать - только в гамаках или сидя. Но маршрут красив и строг -- снизу вверх почти по прямой, лишь местами чуть отклоняясь в сторону.

Своеобразной логикой и притягательностью обладают траверсы. Когда команда заявляет на чемпионат траверс от одного семитысячника до другого, "золотой блеск" играет, конечно, роль при выборе такого маршрута. Он прекрасен своей запредельностыо и неимоверной широтой обзора. Каждый год ходят команды на траверс Талгара (5А), Талгарской подковы (5Б), Подковы Туюксу (4Б) - маршруты, которые давно уже не относятся к рекордным. На том же Талгаре есть несколько сложных маршрутов 5Б, которые можно пройти за 1-2 дня, не тратя время на траверс. Но идут на траверс, потому как маршрут он красив и элегантен. По всему гребню, от башни к башне, по стенам, гребешкам, снежно-ледовым карнизам. Восход, картина неповторимая, хотя и повторяется каждое утро.

Понятно, что и логичность и красота маршрута - понятия относительные. Одним нравятся отвесы, другим - ледовые купола.

Но отказ от эстетического критерия при выборе и оценке маршрута определенно обеднит нравственное содержание альпинизма. Горы были красивы и тысячу лет назад, но свою подлинную красоту маршруты на них обрели только тогда, когда по ним прошли люди.
 

Горный Туризм


Категория сложности маршрутов определяется набором перевалов и вершин определенных категорий трудности. Под понятием "перевал" в горном туризме понимается место пересечения хребта или его отрога из одной долины в другую. Перевальная точка может не совпадать с самой низкой точкой водораздела.

В спортивном туризме приняты 6 полукатегорий сложности перевалов - от 1А до 3Б. Следует заметить, что туристская классификация не всегда совпадает с альпинистской шкалой трудности вершин. Перевалы проще 1А к. т. называются некатегорийными (н/к). Классификация перевалов приведена в "Перечне классифицированных перевалов высокогорных районов" и дополнениях к нему. Категория трудности (к. т.) перевалов в зависимости от условий (времен и года, снежно-ледовой обстановки...) может изменяться на полукатегорию. Такие перевалы отмечены в перечне знаком *. Последовательное прохождение двух и более перевалов, если существенная по протяженности часть спуска в долину с одного и подъема из долины на следующий перевал выпадает, рассматривается как перевальная связка и засчитывается как один перевал.

1А – простые осыпные, снежные и скальные склоны крутизной до 30 градусов, пологие (до 15 градусов) ледники без трещин, крутые травянистые склоны, на которых возможны участки скал; обычно наличие троп на подходах.

1Б – несложные скалы, снежные и осыпные склоны средней крутизны (от 20 до 45 градусов), а в некоторые годы и участки льда на склонах, обычно покрытые снегом, закрытые ледники с участками скрытых трещин.

2А – скальные снежные, ледовые склоны средней крутизны (от 25 до 45 градусов), закрытые ледники и несложные ледопады.

2Б – крутые (свыше 45 градусов) снежные, ледовые и скальные склоны средней сложности, возможны короткие (до 10-15 м) стенные участки; ледопады средней сложности.

3А – крутые (от 45 до 65 градусов) снежные, ледовые и скальные склоны значительной протяженности, стенные участки до 1-2 веревок подряд; сложные ледопады.

3Б – То же, что и для 3А, но при большой протяженности сложных участков, разнообразном их характере или предельной сложности, включая стены крутизной 60 градусов и более.

 

источник:http://www.morena.kz/polez/klassifikac.html

Share this post


Link to post
Share on other sites

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Гость
Ответить в эту тему

×   Вы вставили отформатированный текст.   Удалить форматирование

  Only 75 emoji are allowed.

×   Ваша ссылка была автоматически заменена на медиа-контент.   Отображать как ссылку

×   Ваши публикации восстановлены.   Очистить редактор

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.


  • Статистика пользователей

    482
    Всего пользователей
    773
    Максимальный онлайн
    Pavel90
    Новый пользователь
    Pavel90
    Регистрация
×